Меню
RU EN
cesras@cesras.ru

+74959585856

Связаться с нами
Поиск по сайту

ИСИДОР МЕНДЕЛЕВИЧ ЛУРЬЕ (1903–1958)

lurie_1.gif


Советская историческая наука понесла тяжелую утрату. 26 января 1958 г. на 55 году жизни скончался профессор Исидор Михайлович Лурье — известный египтолог, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Эрмитажа.


Общественная жизнь И. М. Лурье началась очень рано: еще в школьные годы, в 1919 г. он вступает в члены Коммунистического союза молодежи и в 1920 г. становится инструктором одного из Харьковских райкомов комсомола, а затем, во время оккупации Харькова белыми войсками, ведет там подпольную комсомольскую работу. В 1921 г., получив назначение на должность инструктора ЦК КCМ Белоруссии, И. М. Лурье переезжает в Минск, где в 1922 г. поступает в университет. В связи со своими занятиями по древнеегипетскому языку в 1923 г. И. М. Лурье переходит из Минского в Ленинградский университет на факультет общественных наук, который заканчивает в 1925 г. Товарищи по учебе и работе сохранили в памяти светлый образ молодого И. М. Лурье — типичного комсомольца тех лет, горячо преданного идеям ленинизма.


Знаменательной датой жизни И. М. Лурье стал 1927 год — год начала работы в Эрмитаже, где он проработал непрерывно в течение 30 лет, до самого дня своей преждевременной смерти.


Первая работа И. М. Лурье появилась в печати в 1927 г.— это была «Памятка к самообразовательной экскурсии в Эрмитаже» по отделу Египта, а первое его научное исследование увидело свет в 1929 г. на страницах университетского издания «Сборник египтологического кружка». Всего перу И. М. Лурье принадлежит более 60 исследований по различным проблемам истории древнего Египта. И. М. Лурье интересовался в первую очередь наиболее актуальными для марксистской науки проблемами развития производительных сил и производственных отношений, государственно-правовой надстройки, классовой структуры и классовой борьбы, главным образом в эпоху Нового царства.


Исидору Михайловичу советская историческая наука обязана такой необходимой работой, как «Техника древнего Египта» (два издания — в сборнике «Техника докапиталистических формаций», Л., 1936 г., и в сборнике «Очерки по истории техники»).


Начиная с 1929г., центральной темой научной работы И. М. Лурье становятся вопросы законодательства и организации суда в Египте Нового царства. В «Замечаниях к папирусу Моок» (СЕК, 1929, № 1) автор устанавливает наличие в древнеегипетском праве наказаний за ложное обвинение. В следующем году в статье о судебных оракулах (ЗКВ, IV) И. М. Лурье впервые выяснил, что храмовые оракулы играли роль высшей инстанции по светским делам. В 1931 г. в «Journal of Egyptian Archaeology» (т. XVII) появляется статья о терминах qnbt и qnbt sDmAw.


В результате дальнейшей работы над этими вопросами вырастает фундаментальная работа «Очерки истории древнеегипетского права», за которую в 1946 г. И. М. Лурье была присуждена степень доктора исторических наук. В этом исследовании, основанном на скрупулезном анализе многочисленных, но отрывочных и трудных для интерпретации юридических документов, автор убедительно восстанавливает картину организации судопроизводства и некоторые характерные черты не дошедшего до нас древнеегипетского законодательства. И. М. Лурье удалось выяснить ход развития судебных органов древнего Египта от восходящего к первобытно-общинному строю «совета старейшин» (джаджат) к административному судебному органу (кенбет) и проследить затем постепенное вытеснение этого последнего храмовым судом. В работе подробно рассмотрен вопрос о различных «кенбетах» и их функциях, о роли клятвы в древнеегипетском процессе, реконструируются законы древнего Египта в отношении охраны различных видов собственности и выясняется их классовый характер. Содержание этой неопубликованной монографии нашло отражение в ряде статей, опубликованных в 1946-1948 гг. и находящихся в печати (ВДИ, 1946, № 3; 1948, № 2; «Еоs», том, посвященный Р. Таубеншлагу; «Сборник в память В. С. Голенищева»).


Исследование вопросов судопроизводства и права, естественно, вплотную подвело И. М. Лурье к изучению важнейших проблем производственных отношений. Уже в 1933 и 1935 гг. появляются его заметки о древнеегипетских терминах для обозначения понятий «наследник» и «деньги» (СЕК, 1933, № 8; 1935, № 9), а в 1938 г. — исследование о стоимости рабов в Египте Нового царства (ВДИ, 1938, № 4); здесь автор ставит также вопрос о своеобразии древнеегипетского рабовладения. В дальнейшем в статьях о домашнем рабстве в древнем Египте (ВДИ, 1941, № 1), о социальных идеях, связанных с ушебти (ВДИ, 1949, № 4), о рабах-держателях храмовой земли (ВДИ, 1955, № 1), о свободных земледельцах и рабах (ВДИ, 1957, № 1) и в многочисленных рецензиях на новые публикации документов И. М. Лурье сделал ряд чрезвычайно ценных наблюдений, пролагающих путь для глубокого анализа особенностей древнеегипетского общества. Анализ документов, данный в этих работах, убедительно показывает, 1) что в Египте Нового царства существовало значительное число частновладельческих рабов,рекрутировавшихся из числа военнопленных; 2) что среди разнообразных форм эксплуатации этих рабов были широко распространены такие, которые типичны для стран древнего Востока и не характерны для античного рабовладения в кульминационный период его развития (сдача рабов в наем, рабы-держатели земли); 3)что в положении древнеегипетских рабов было много черт отличия от положения античного раба (более легкие условия отпуска на волю, менее резкое различие в положении рабов и свободных). Для выяснения особенностей рабовладельческого общества древнего Египта особое значение имеет работа И. М. Лурье о немху, показывающая, что в Египте Нового царства был слой мелких и средних рабовладельцев, владевших землями на правах частной собственности. Еще один аргумент в пользу этого положения дает опубликованная им эрмитажная стела, содержащая текст дарственной на землю (ЭВ, 1951, № 5).


Прекрасным дополнением ко всем этим исследованиям И. М. Лурье является его комментированный перевод 67 юридических документов Нового царства, опубликован-ный на страницах ВДИ (1952, № 1, стр. 209-280).


К этому же циклу работ по социально-экономическим проблемам примыкает ряд статей, касающихся положения ремесленников фиванского некрополя (ВДИ, 1950, № 4; 1951, № 1; находящийся в печати сборник в честь В. В. Струве), в которых выявляется картина положения еще одного слоя свободного населения древнего Египта и ярко показана острота классовой борьбы в его среде.


Ряд работ посвятил И. М. Лурье и вопросам положения производителей материальных благ в Древнем царстве (ТОВЭ, I, 1939; ВДИ, 1951, № 4).


Интересы  И. М. Лурье в области египтологии не ограничивались, однако, этими центральными темами его исследований. Он хорошо известен как издатель эпиграфических памятников наших музеев; выполненные им публикации отличаются широтой привлекаемых аналогий и глубиной исторических выводов. Так, в упоминавшейся уже публикации плиты с дарственной на землю из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина И. М. Лурье дал систематический свод памятников этого рода, превосходящий полнотой известную сводку Иверсена. Издавая остракон ГМИИ, содержащий поучение Аменемхета, И. М. Лурье дал анализ этого поучения как источника для характеристики политических настроений правящих кругов в период ранней XII династии.


Специально вопросам идеологии была посвящена работа И. М. Лурье о «Беседе разочарованного со своим духом». Здесь  И. М. Лурье пришел к выводу, что «Беседа» представляет собой памятник идеологии господствующего класса, возникший в условиях острой классовой борьбы. Оригинальны и новы были здесь сопоставления между поучениями и «Речениями Ипусера». Таким образом, основная тема, тема социальной жизни звучала во всех работах И. М. Лурье. Этой же теме, по существу, посвящены и его работы об ушебти в погребениях древнеегипетских бедняков. Вывод  И. М. Лурье о том, что ушебти изображали рабов знатного покойника, а не его самого, занял прочное место в советской науке. В этих же работах И. М. Лурье сделаны ценные наблюдения над эволюцией представлений о загробном мире в связи с классовой борьбой.


Целая серия работ И. М. Лурье посвящена вопросам развития производительлых сил.


Для исследований И. М. Лурье характерны осторожность и глубокая принципиальность в выводах, полнота охвата источников и литературы; свидетельством его обширной эрудиции, того пристального внимания, с которым он следил за текущими событиями в египтологии, являются также его многочисленные и глубокие рецензии на разнообразные издания древнеегипетских документов и монографии по социально-экономическим проблемам.


Нельзя обойти молчанием и большую работу, которую И. М. Лурье выполнил по редактированию I тома «Всемирной истории» АН СССР в качестве его ведущего редактора.


Помимо всей этой большой научной работы, И. М. Лурье отдавал также много сил музейной работе, выполняя в Эрмитаже в течение 30 лет самые разнообразные обязанности и занимая различные должности — от научно-технического сотрудника до заместителя директора Эрмитажа по научной части и заведующего отделом Востока.


Текст приводится с сокращениями по изданию: «Вестник древней истории» 3 (1958). C. 233—236.