Обычная версия
14.1114.11
2018
В среду, 21 ноября 2018 г., ведущий научный сотрудник ЦЕИ РАН Роман Александрович Орехов выступит с докладом на тему: «К интерпретации эпитета бога Птаха – ''Тот,...
01.1101.11
2018
29 октября 2018 г. в рамках семинара ЦЕИ РАН «Человек. Общество. Культура» состоялся доклад специалиста по Ближнему Востоку Михаила Викторовича Рябова,...
30.1030.10
2018
В ЦЕИ РАН открыта вакансия старшего научного сотрудника.
Смотреть все новости
На главной: www.festivalnauki.ru
Тураев Борис Александрович (1868-1920)Тураев Борис Александрович (1868-1920)


Борис Александрович Тураев был последователем В.С. Голенищева. Многие называли его «отцом египтологии в России». И, действительно, Б.А.Тураев был не только специалистом высочайшего класса, но и создателем русской школы египтологии.

Б.А. Тураев начал свои занятия египтологией у О.Э.Лемма, а затем продолжил их за границей, у А. Эрмана, Г. Штайндорфа, Г. Масперо. Много и плодотворно работал он в то время в музеях Германии, Англии, Франции, Италии, собрав богатейший материал для магистерской диссертации, посвященной культу бога Тота.

Вернувшись на родину, Б.А.Тураев сделал все возможное, чтобы удержать в России коллекцию В.С. Голенищева, чем оказал огромную помощь русской египтологии. Его неутомимые хлопоты и решающая оценка коллекции способствовали ее покупке русским правительством. С 1911 г. Тураев стал хранителем собрания восточных древностей В.С. Голенищева и приступил к составлению каталога египетских памятников Музея изящных искусств. Он поселился в Музее, близ коллекции, и занялся ее размещением, «работал с утра до вечера, с той безграничной любовью, которая отличает святых от грешных». День открытия музея стал днем триумфа Б.А. Тураева. Им была создана первая экспозиция Отдела Востока. В 1912 году он написал первый путеводитель по собранию египетских древностей.

Б.А. Тураев сделал то, что не успел сделать В.С. Голенищев: он опубликовал многие памятники египетского собрания, в два первых выпуска серии «Памятников Музея изящных искусств в Москве» вошли его статьи: «Письмо из эпохи Нового царства, помещенное на глиняном блюде», «Поздние заупокойные папирусы иероглифического письма», а в серии «Музей изящных искусств при Московском университете. Описание египетского собрания» вышли два выпуска его «Статуй и статуэток Голенищевского собрания». Последними его работами над памятниками собрания В.С. Голенищева были заметки об одном из иератических папирусов собрания. И уже после его смерти в 1920 году вышли его «Египетские рельефы с изображением погребальных процессий Музея Изящных искусств».

Огромный интерес Б.А. Тураева вызывали археологические находки египетских вещей на юге России, в этой связи его весьма занимал вопрос о взаимоотношениях черноморских колоний, особенно Наворагиса, с Египтом. Среди археологических находок в Ольвии, Пантикани, Мирасе, Крыму, на Северном Кавказе и в Черниговской губернии, он выявил и описал египетские вещи.

Будучи профессором Петербургского университета, он начал читать курс лекций по истории древнего Востока, который постоянно совершенствовал, расширял, одновременно углубляя разбор определенных тем. В 1911 г. эта работа, наконец, увидела свет в виде большого двухтомного труда, в 1913 году он был переиздан с дополнениями. Основой курса являлся перевод многочисленных памятников, хранящихся, в основном, в русских музеях. Последнее издание было высоко оценено специалистами и удостоено в 1916 году Русским археологическим обществом золотой медали.

Однако Б.А. Тураев продолжал работать над «Курсом лекций», постепенно превращая его в огромное исследование, охватывавшее историю всех древневосточных стран. Полностью «История древнего Востока» была опубликована в 2-х томах только в 1935 году. Работа, написанная живым языком, впервые показала историю древневосточных стран на основании сведений, сохранившихся в источниках. Это была первая работа обобщающего характера по истории древнего Востока в России, и сверх того, она была несомненно более исчерпывающей, чем опубликованные за рубежом «История древнего мира» Э.Мейера и «Древняя история народов классического Востока» Г. Масперо.

Египет более, чем любая другая древневосточная страна, привлекал Тураева, который был одним из немногих противников берлинской школы панвавилонизма, видевшей Вавилон во главе древневосточного мира, а Египет - на его задворках. Б.А. Тураев рассматривал культуру Египта как равноценную культуре Вавилона. В посмертно вышедшей работе «Древний Египет» совершенно очевидно, что симпатии Б.А. Тураева принадлежали стране пирамид. Исследование, основанное на богатейшем научном материале, было доступно не только для специалистов, но и для учащейся молодежи и даже для широкой публики из-за легкого, прекрасного языка, которым оно было написано. Язык делал яркой и живой картину политических перемен, религиозных переворотов. Этот культурно-исторический очерк охватывал историю Египта с додинастического времени и до распространения христианства. При этом Б.А. Тураев объяснил социальные и религиозные причины быстрого усвоения христианского учения.


© 2007-2018
"Центр египтологических исследований РАН"

Email: cesras@cesras.ru

Создание сайта: klerol.ru